tutorski (tutorski) wrote,
tutorski
tutorski

  • Mood:
  • Music:

Вожгора









Село Вожгора было основано в XVI веке, а более точно в 1552 году, в тот самый год, когда доблестные войска Ивана Васильевича Грозного взяли Казань. Как гласит местная легенда, повторенная в книге "Лешуконье", первые поселенцы приехали с возами и встали на горе. Оттого и прозвалась та деревня Возгора, а потом Вожгора. Но это только в Библии бывает так, что "Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова" и т. д. На самом деле у ребенка обычно есть папа и мама. Также у названия Вожгора есть русская исходная форма, вполне возможно, что "воз-гора", но есть и финноугорская. Если посмотреть на карту региона, то можно увидеть много финноугорских исходников в виде Важгортов, Вашгартов, Вашек и т.д. Так что Вожгора одновременно и русское и финноугорское слово. Подобно словам латьюга и тайбола, которые употребляются местным населением как совершенно русские.




Как и Пинежье, Лешуконье - горный край. Причем здесь даже знают, почему все деревни называются "-горами". Дело в том, что на севере земледелием заниматься трудно: почва слабо прогревается, ночью заморозки побивают растения. На возвышенностях и солнца больше, а холодный воздух идет низинами, и у растений на горах больше шансов уцелеть. В Пинежье мне сообщили поговорку "Лучше под гору, да в Шотову". И расшифровали вторую часть: в Шотовой горе большая пойма и у деревни было больше земли, чем у соседних Покшеньги и Карповой. Первую часть я истолковал с помощью бинарных оппозиций и правил семантики: низ - плохо, верх хорошо. Но оказалось тут подтекст скорее не семантический, а экологический. Если посмотреть на фотографию, то деревья в низинах образовывают что-то вроде нормандских "beaucage".




Вот так выглядит Вожгора с телевизионной вышки.




Как новогвинейские общины делятся на вемуны, деревни Русского Севера делятся на околки. В Вожгоре таких околков четыре. На фотографии эти группы домов разделены красными линиями. Итак, снизу вверх: первый называется "деревня" - самое старое поселение, как раз появившееся в незапамятные времена. Как в первом порядке деревень там живут лучшие люди. Второй (между двумя линиями) - хутор. Появился в первой половине XX века. Здесь расположены здание администрации, основные магазины и т. д. Третий околок (сверху) - новый хутор - появился после войны. Здесь расположены новая школа - единственное кирпичное здание в деревне. Примечательно, что к школе пристроена теплица, также единственная теплица в деревне высотой около 6 метров из стекла и металла. Остальные теплицы в Вожгоре - из дерева и полиэтилена. В этой теплице школьники выращивают еду для себя. Другая достопримечательность нового хутора - многоэтажные, квартирные дома. Для учителей. Туалетов там нет, печки в квартирах топятся дровами. Бедные учителя. Но они там живут мужественно. Там вообще народ крепкий и ядреный. Даже учителя.




Последний, четвертый околок - Заручей. Он построен также после войны, но здесь преобладает частная застройка. Дома по типу походят на традиционные дома-дворы типа "брус", но сделаны из бруса, а не из обыкновенных бревен. Кроме того обшиты вагонкой, "филенкой", как здесь говорят. Одним словом, заручей - филенчатая страна.




Вожгора - край далекий. О холодильниках здесь знают понаслышке: они в Пыссе продавались в советские времена. А вот о ледниках могут целую лекцию прочитать. На фотографии это треугольные домики на склоне горы. Как рассказывают местные жители, даже сейчас они набивают ледники льдом и используют их все лето. Если в Пинежье ледник - пережиток, развалины которого встречаются только в самом отдаленном Кучкасе, то здесь это реальность. Способ выживания. Электроэнергия подается в Вожгоре круглосуточно, центр сельсовета. Но иногда отключается. Например, во время дождя, которые случаются нередко. А в подвожгорских Ларькино, Шегмасе и Лебском - два раза в день чай вскипятить: с утра с 6 до 9 и вечером с 18 до 22. А летом здесь до +30. Как раз в такую погоду попали мы: молоко превращается в простоквашу за 3 часа. Без ледника никак.




В эпоху сотворения демократии и творения капитализма в России, деревня зажила натуральной жизнью. Бензина и солярки стало мало. Мощные трактора отправились на покой. А из старых ангаров были извлечены конные косилки, грабли и прочие уже почти этнографические древности.










Соответственно, есть в Вожгоре и кони, которые пасутся в деревне и коровы, которые за рекой.




И напоследок, чтобы не оставаться в стороне от громких дискуссий изложу свою точку зрения на вымирание деревни. Вожгора - край таежный, куда "только самолетом можно долететь". Кто хочет попасть туда по суше, вам сюда. Трудно приехать, трудно уехать. Билет на самолет в этом году стоил 12.000 в одну сторону. Да еще его было не купить. Если принять точку зрения о том, что чем труднее сообщение, тем запущеннее экономика и т. д., деревня должна вымирать. Но здесь все наоборот. Это одна из немногих деревень, где есть дети и молодежь. И молодежь не все время пьянствует, а занимается делом: покосами, ловлей рыбы и т. д.Не вымирает она, а живет из последних сил. Кстати, деревня в России живет из последних сил как минимум с 1861 года. Именно так объясняли необходимость реформы. Вот... А деревни под Москвой - вымирают. Хотя казалось бы: работай в Москве, живи в деревне все хорошо. Или: поработал на дачах 4 часа - тысячи две заработал. В деревне ты просто миллионер. Но нет не хотят, уезжают все куда-то... Из благополучного подмосковья, куда вся остальная страна рвется, как в Эдем. А из Вожгоры не уезжают, потому что непросто это сделать. И деревня живет.

В общем, в Вожгоре нет холодильников, сотовой связи, зато есть интернет, многоквартирыне дома с печками, а школьники сами выращивают себе картошку на завтраки и обеды.
Tags: Лешуконье, Северная экспедиция, поездки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments